Шизоидный пациент, кто он?
Проблеме работы с шизодными пациетами посвящены работы английского психотерапевта Гари Гантрипа и в частности его теория регрессирующего Эго.
Гантрип в значительной мере был последователем Фэйрберна. Вместе с тем он ощущал потребность в некоторых изменениях или дополнениях его теории.
Регрессия Эго. "Собственным вкладом Гантрипа в теорию и практику является развитие им концепции "регрессировавшего Эго"" (Greenberg & Mitchell, 1983, p. 211). Речь идет о "части инфантильного либидинального Эго, в котором ребенок находит мир столь невыносимым, что его чувствительное сердце уходит в себя" (Guntrip, 1973, р. 152). Или, говоря другими словами:
"Регрессировавшее Эго означает не генерализованную реакцию "страха/бегства", а глубочайшую структурно самостоятельную часть сложной личности, существующую в устойчивом состоянии страха, слабости, отстраненности и полной зависимости не в активном постанатальном инфантильном смысле, а в пассивном антенатальном смысле. Такое Эго представляет наиболее глубоко травмированную часть личности, являясь скрытой причиной всех регрессивных явлений" (Guntrip, 1969, р. 77).
Гантрип (Guntrip, 1961) полагал, что созданная им концепция регрессировавшего Эго связана не только с теорией Фэйрберна, но отчасти и с некоторыми концепциями Винникота. Фэйрберн отмечал, что концепция Гантрипа представляет собой "оригинальный вклад, позволяющий объяснить многие явления" (см. Guntrip, 1969, р. 77). Что касается Винникота, Гантрип (Guntrip, 1961) утверждал: "Я пришел к выводу, что феномен регрессии проистекает из специфического, структурно обособленного регрессировавшего либидинального Эго. Это напоминает представления Винникота о "истинном "Я"" и "терапевтической регрессии"" (р. 433).
Для Гантрипа регрессировавшее Эго служит основой для возникновения психопатологии. С учетом этого основным объектом вмешательства является именно регрессировавшее Эго.
Гантрип (Guntrip, 1969) уделял много внимания теории и терапии шизоидной личности. Здесь он явился продолжателем работы Фэйрберна. Эмоциональная дилемма шизоида воспринимается следующим образом.
"Он ощущает глубокий страх от вступления в реальные личные взаимоотношения, при которых возникает искреннее чувство; его потребность в объекте любви чрезвычайно велика, а он способен поддерживать глубокие эмоциональные взаимоотношения только на основе инфантильной и абсолютной зависимости... Вас постоянно вынуждают вступать в отношения ваши потребности, а вынуждает выходить - страх потерять объект своей любви в связи с чрезмерными к нему требованиями или утратить собственную индивидуальность вследствие чрезмерной зависимости и отождествления с ним. Это чередование "в и из" является типичным шизоидным поведением, а выход из ситуации путем отстраненности и утраты чувств является типичным шизоидным состоянием." (Guntrip, 1969, р. 48).
Шизоидная проблема является следствием плохих отношений на ранних этапах - в первых объектных отношениях индивида.
"Шизоидное ядро развивается в ребенке, который "оставлен без адекватных объектных отношений", один, в психическом вакууме, в котором он может развивать лишь "неконтактность", что впоследствии приводит к неспособности к налаживанию связей с другими людьми, потому что он не был связан с ними раньше" (см. комментарии Гантрипа в книге Mendez & Fine, 1976, p. 375).
Шизоидная личность из-за страха перед личными взаимоотношениями и "чувствами" особенно трудно поддается лечению, поэтому следует ожидать разного рода препятствий и защит при проведении терапии (см. Guntrip, 1961).
Выводы. Гантрип при создании собственных теоретических разработок руководствовался идеями других теоретиков психоанализа. Вместе с тем он был фактически продолжателем теории Фэйрберна; главным образом, он дополнил эту теорию концепцией регрессировавшего Эго. Для Гантрипа регрессировавшее Эго было источником психопатологии и, следовательно, основным объектом психоаналитического вмешательства. Он уделял много внимания шизоидной личности. Конечно, далеко не все пациенты были шизоидными; в то же время практически каждый из них в той или иной степени проявлял "шизоидность". Гантрип любил восклицать (Guntrip, 1969): "Покажите мне пациента, который в глубине не был бы шизоидом хоть в какой-то степени" (р. 290). В последние годы считалось, что наиболее сложными в работе методом психоанализа являются нарциссические клиенты, работы Гантрипа и опыт современных психоаналитиков говорит о том, что чаще всего мы встречаемся как раз с шизоидными проблемами, возникшими на ранних стадиях объектных отношений, что требует более внимательного отношения как раз к этой проблеме индивида, так как без ее решения продвижение в анализе может быть не успешным.
С какими проблемами встречается аналитик при работе с шизоидным пациентом? Их не мало и одним из таких серьезных препятствий для успешной терапии являются сопротивления такого типа, как
- Сопротивления негативного суждения. Например, клиент начинает утверждать, что психоанализ ему не помогает или что это, видимо, не тот метод, который ему поможет, или что за время анализа, ничего существенного не случилось и т.д. Здесь мы встречаемся, конечно с такой защитой, как обесценивание. Но зачем она нужна клиенту? Сопротивление негативного суждения на самом деле говорит нам о прогрессе в терапии, от которой клиент всячески защищается. Хорошо бы на этой стадии довести до анализанта его негативные суждения и попросить отказаться от них, хотя, бы на стадии работы на сессии, постепено прорабатывая данную диструктивную позицию или присоединиться к процессу обесценивания, доводя ситуацию до абсурда.
- Сопротивление молчанием. Шизодные клиенты очень часто вместо высказывания своих мыслей, чувств, воспоминаний, т.е. выполнения договоренности, включенной в контракт - говорить обо всем, что приходят в голову - МОЛЧАТ. При этом молчание бывает разным. Спокойное, созерцательное, расслабленное молчание, приходящее на место напряжения, это молчание, в которое не следует вмешиваться, во время него проходят очень важные процессы и они не мешают коммуникациям. Другое дело, это затянувшееся, напряженное молчание с редкими фразами:" Мне не о чем говорить" или "Ничего не происходит". Это молчание нарушает коммуникации и не дает анализу продвинуться вперед и об этом клиенту необходимо сообщать, как о его индивидуальной особенности, препятствующей объектным отношениям.
- Сопротивление нарушения контракта в виде опазданий, переноса встреч, не прихода в анализ без предупреждения, не желания предупреждать о своих задержках более 15 минут и т.д. За обнаружением такого вида сопротивлений необходимо наблюдать, а затем доводить до клиента, пытаясь вводить его в исследовательский процесс, что на самом деле может стоять за всем этим.
- Сопротивление Статуса-КВО ( положение, которое было) отбрасывает терапию назад, препятствуя прогрессу и создавая инерцию, так как постоянно происходит цепляние за старое - опыт, паттерн, привычку и т.д. Так когда-то маленький ребенок цеплялся за маму, боясь ее потерять. И здесь необходимо постепенно, но упорно прорабатывать любое проявление неофобии, исследуя ее истоки.
-Сопротивление переносом анализа на телефон, скайп и т.д. За всем этим стоит очень многое, в том числе - не желание работать самому, а скрытое требование к психоаналитику о том, чтобы это он о нем заботился. Здесь скрывается инфантильное желание не взрослеть и самостоятельно нести ответственность за себя, перекладывая все на плечи родителя, в качестве которого выступает аналитик.
- Сопротивление в виде частых требований изменения сеттинга в виде переноса времени, частоты и места встреч. Сначала за таким сопротивлением требуется наблюдать, а после накопления достаточного материала, предложить клиенту исследовать происходящее, мягко отказывая в выполнении подобных требований и объясняя, как подобное поведение разрушает терапию.
Нет комментариев
Добавить комментарий